Информация, представленная ниже, является общим обзором поведенческого подхода к улучшению поведения детей. Разработка и внедрение эффективных поведенческих планов для разных детей различна, однако, необходима также консультация опытного специалиста.
Несмотря на хорошо документированные преимущества стимулирующих препаратов для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / синдрома дефицита внимания, это не является панацеей и не все дети с СДВГ / СДВ не должны получать его. Для этого есть несколько причин. Во-первых, хотя лечение помогает большинству детей с СДВГ / СДВ, примернон 20% не получают никакой реальной пользы от лечения. Во-вторых, некоторые дети испытывают побочные эффекты, которые мешают им получать лечение на расширенной основе. В-третьих, многие дети, которым помогают лекарства все же испытывают трудности с первичными симптомами СДВГ /СДВ или связанными с ними проблемами, которые должны решаться другими средствами. В-четвертых, у некоторых детей с СДВГ / СДВ могут эффективно справляться с симптомами без лекарств (это в тех случаях, когда симптомы относительно умеренны). В дополнение к этим причинам, некоторые дети имеют очень серьезные противопоказания против принятия лекарств – это чаще относится к подросткам. В этих обстоятельствах, попытка медикаментозного лечения может создать больше вреда, чем пользы. По этому часто необходимы другие виды лечения, можно сказать всегда необходимы, для эффективного лечения СДВГ / СДВ.
Важным не медицинским подходом, используемым в лечении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / синдромом дефицита внимания является поведенческая терапия или управление поведением. Поведенческая терапия основана на нескольких простых и разумных понятиях о том, что заставляет детей вести себя в соответствующим образом. Одной из причин является то, что дети вообще хотят порадовать своих родителей и хорошо себя чувствуют, когда их родители гордятся им. Когда отношения между родителем и ребенком в основном положительные, это очень важный источник мотивации. Вторая причина, по которой дети ведут себя надлежащим образом является получение положительных последствий от этого (то есть привилегии или вознаграждения). Наконец, дети будут вести себя надлежащим образом во избежание негативных последствий, которые следуют при неподобающем поведении.
Следовательно, цель поведенческой терапии в том, чтобы увеличить частоту желательного поведения путем повышения интереса ребенка понравиться родителям и предоставлении положительных последствий, когда ребенок ведет себя хорошо. Несоответствующее поведение сводится к негативным последствиям. Это упрощенное представление о поведенческой терапии.
«Мой ребенок и я, кажется, в конфликте почти все время, и я не думаю, что он заботится о том, чтобы сделать мне причтное. Как я могу это изменить?»
Давайте сосредоточимся на желание детей понравиться родителям. Зачастую отношения между родителями и детьми становятся конфликтными в ответ на расстройства вызванные СДВГ / СДВ. Приятные моменты между родителем и ребенком могут уменьшиться практически до нуля, и у ребенка может пропасть желание угодить родителям. В конце концов, большинство из нас не заинтересованы угодить тому, с кем мы постоянно спорим. К сожалению, при этом важный позитивный источник мотивации хорошего поведения исчезает, и родители должны больше полагаться исключительно на угрозы и наказания, чтобы побудить к послушанию. Как правило, это делается при продолжительном конфликте и борьбе. Поэтому во многих ситуациях первым шагом в поведенческой терапии является повышение количества положительных эмоций между родителем и ребенком. Одним из хороших способов сделать это, является выделение определенного количества времени для ребенка каждый день (30 минут достаточно), которое определяется как «особое время». В это время ребенок может выбрать деятельность (она должна быть в пределах разумного, конечно), и все внимание родителя должно быть сосредоточено на попытке хорошо провести время со своим ребенком. За это время важно не задавать слишком много вопросов или команд, и вместо этого просто настроиться на то, чем заинтересован ваш ребенок. Например, если ваш ребенок строит башню из кубиков, комментарий: «Не кажется ли тебе. что было бы лучше, если бы ты использовал эти большие блоки в первую очередь?» будет менее полезным, чем комментарий: «Малыш, башня твоего здания действительно получается высокой! »
Цель этого времени в том, чтобы построить хорошие отношения с вашим ребенком, чтобы у него появилось больше желания угодить вам. Когда это происходит, дисциплинарные и ограничивающие установки, как правило, проходят более гладко. Когда родители впервые начинают пробовать это, они часто удивляются сделанной работе по хозяйству, домашним заданиям или поручениям. Отсутствие этого специального времени может быть реальной потерей для обоих родителей и ребенка, поэтому старайтесь, чтобы это стало обычным и чтобы это время принесло существенную пользу в отношениях с вашим ребенком.
Использование положительного подкрепления
Второе направление поведенческой терапии включает в себя обеспечение вашего ребенка положительными последствиями за хорошее поведение. Логика в том, что вы можете увеличить частоту желаемого поведения (например, убирать игрушки) путем вознаграждений, когда такое поведение имеет место. На простейшем уровне, просто нужно заметить, когда ваш ребенок делает то, что вы хотите стимулировать (например, играет спокойно) и прокомментируйте это («Как хорошо, что ты играешь спокойно. Я очень ценю это. «). Подумайте о том, какие виды поведения вы хотите поощрять, убедитесь, что ваш ребенок понимает, как вы хотите его поощрить, и не забудьте похвалить ребенка, когда это происходит. Это простая техника основана на том, чтобы замечать хорошее поведение ребенка, и она может быть весьма полезна. Я часто рекомендую родителям, что бы они делали сознательные усилия, чтобы поймать ребенок, когда он делает что-то хорошее по крайней мере 5 раз в день, и указать ему на это. Когда дети убеждены, что родители замечают и ценят их усилия, это часто усиливает их желание сделать так еще и еще.
В дополнение к этим «социальным наградам», поведенческая терапия также включает в себя обеспечение вашего ребенка конкретными вознаграждениями и/или льготами за хорошее поведения. В качестве примера, предположим, что у вашего ребенка есть привычка возражать. Вы говорите ему убрать свои игрушки, а он говорит вам «не сейчас, позже». Один из способов улучшения сговорчивости с вашим ребенком – это сделать материальное вознаграждение или привилегии зависящие от его ответа на ваше поручение. Например, вы могли бы объяснить, что каждый раз, когда он делает то, что ему говорят, он будет зарабатывать баллы. Эти баллы могут быть использованы для «покупки» привилегий, таких как доступ к телевизору, компьютеру и т. д.
Спроектировать и эффективно реализовать хороший поведенческий план не легко, и родителям может часто требоваться профессиональная помощь, чтобы делать это успешно. Хотя каждый план для каждого ребенка различный , есть несколько общих принципов, которые важно иметь в виду:
Вы должны ясно представлять, какое поведение вы ожидаете от своего ребенка, чтобы вознаградить его и убедитесь, что ваш ребенок понимает это.
Например, «Слушай, что я говорю» было бы слишком неопределенным; «Подними свои игрушки и сложи их с первого раза как я прошу» является более конкретным.
Убедитесь, что ваши ожидания от вашего ребенка разумны – не настраивают вас и вашего ребенка на неудачу при наличии ожиданий, которые не подходят для ребенка вашего возраста.
Всегда хорошо обдумать то, что вы ожидаете от вашего ребенка и являются ли ваши ожидания разумными. Например, наказание ребенка 5-ти лет за то, что он не может спокойно сидеть за обеденным столом в течение часа обычно создает проблемы, потому что большинство 5-летних детей просто не могут этого сделать. Для детей с СДВГ/СДВ поведенческие ожидания должны принимать это во внимание в дополнение к возрасту ребенка.
Не пытайтесь сделать слишком много разных вещей в одно время.
Как правило, лучше сосредоточить внимание на паре вещей, которые действительно важны, чем делать все сразу.
Дайте ребенку возможность выбрать тип награды
Дети, как правило, больше заинтересованы в этом виде программы, когда они участвуют в ее разработке. Попробуйте создать ощущение, что это то, что вы делаете вместе с ребенком, а не то, что вы делаете для ребенка.
Проектируйте программу так, чтобы ваш ребенок имел хороший шанс испытать некоторый успех в начале.
Важно, чтобы ребенок испытывал вначале успех в целях поддержания и повышения его мотивации. Как его поведение улучшается, вы можете постепенно повышать критерии для получения награды.
Это отличный способ увеличить детское желание радовать вас и увеличить количество положительных чувств между вами и вашим ребенком.
Будьте последовательны.
Чтобы этот подход привел к успеху, вы должны применять его постоянно. Использование программы всего один день или если вы не дадите награду, когда ребенок ее заработал, не даст никаких результатов.
«Разве это не подкуп моего ребенка? Почему он должен быть вознагражден за то, что он должен делать в любом случае?»
Использование отрицательных последствий для уменьшения плохого поведения
В дополнение к использованию положительного подкрепления, чтобы поощрять хорошее поведение, поведенческие лечения зависит также от негативных последствий и наказаний, чтобы уменьшить нежелательное поведение. Проще говоря, когда за определенное поведение следуют негативные последствия для ребенка, оно должно уменьшаться в частоте и интенсивности. Например, предположим, что вы пытаетесь уменьшить склонность ребенка возражать, и на это в настоящее время ориентирован ваш поведенческий план лечения. Вот общий подход, который можно было бы применить.
Во-первых, ваш ребенок должен ясно понять, что именно вы подразумеваете под «возражать» .
Во-вторых, вы должны научить вашего ребенка приемлемым способом не соглашаться с вами – как он или она имеет право выразить свое несогласие и как не может.
В-третьих, как отмечалось выше, вы вместе с ребенком должны выбрать награды, которые он будет зарабатывать, если не будет возражать и за выражение несогласия в приемлемой форме.
Наконец, вы должны обсудить с ребенком, какие привилегии он теряет каждый раз, когда возражает. Например, возражение может привести его к тому, чтобы получить «тайм-аут», теряя время для просмотра ТВ, или к необходимости рано ложиться спать, и т.п. Если вы используете систему жетонов, в которой ваш ребенок накопленные жетоны может обменять на награды, то возражение может привести к потере заранее оговоренного количества жетонов.
Установив вещи таким образом, вы должны убедиться, что ваш ребенок понимает, что нет награды за плохое поведение. Вместо этого, когда он послушен, то всегда останется выигрыше. Напротив, когда поведенческие ожидания не оправдываются, последствия будут отрицательными.
ВАЖНО – стараться не переусердствовать с негативными последствиями. Дети, как правило, расстраиваются, если они используются слишком часто и могут, в результате, потерять интерес к программе. Если вы обнаружили, что прибегаете к негативным последствиям слишком часто, важно выяснить, что может быть не так и пересмотреть программу.
Имейте стратегию!
Было бы замечательно, если бы с первого раза при использовании негативных последствий, как говорилось выше, закончилось бы плохое поведение вашего ребенка. Однако, часто это не так. Вместо этого, вы можете лишить его времени для просмотра ТВ из-за какого-то проступка, и ваш ребенок либо игнорирует вас либо говорит, что он «не хочет» и продолжает плохо себя вести. В подобных ситуациях легко разочароваться и сердиться. В такие моменты легко (я знаю по опыту, потому что это ошибка, которую я сам делал) накричать и наказать в порыве разочарования
«Ты под арестом в ближайшие 2 недели!» , » Вот и все! Нет больше дня рождения для тебя!»
и будет трудно, если это невозможно исполнить.
Один полезный способ избежать этой дилеммы состоит в том, чтобы распланировать заранее классифицированную серию наказаний за плохое поведение. Например, когда ваш ребенок первоначально не подчиняется, вы можете наложить 5-минутный тайм-аут. Если несоблюдение продолжается, можно сказать, «Если ты сейчас не сделашье то, что я сказал, тайм-аут будет увеличен до 10 минут». Длительное непослушание приводит к потере просмотра ТВ в дополнение к тайм-ауту. После этого можно добавить рано лечь спать. Вы должны решить, какие особенности имеет смысл вводить, но общим должно быть то, что последствия должны возрастать, и вы можете спокойно, но твердо объявить и спокойно, но твердо привести их в жизнь. (Лучше, чтобы эти последствия не распространялись на следующие день, поэтому новый день может выйти на новый старт.) Такой план поможет вам сохранять спокойствие и предостеречь вас назначить наказание, которое не будет полезно. Если вы будете придерживаться этого, ваш ребенок поймет, что ничего не выиграет от стойкого неповиновения.
Не научите вашего ребенка плохо себя вести!
Вот образец ситуации, в которую легко попасть и которая связана с ростом проступков и непослушания. Вы спрашиваете или говорите вашему ребенку собрать свои игрушки. Ребенок игнорирует вас и продолжает играть. Вы повторяете вашу просьбу, и ваш ребенок игнорирует вас снова. Вы сердитесь и усиливаете ваше требование; ваш ребенок сердится в ответ и начинает истерику. После нескольких таких циклов этого вы оба злые. Чтобы не взорваться, вы снижаете требование, выгоняете ребенка, и собираете игрушки сами, потому что «это не стоит всех хлопот и обострений» заставить вашего ребенка сделать это.
Большинство родителей прошли через нечто подобное, это случается часто и с детьми, которые имеют СДВГ/СДВ и с обычными детьми. К сожалению, в такой ситуации ребенок учится тому, что если он упорствует в неповиновении, то в конечном итоге добиваются своего. И, в результате, неповиновение вашего ребенка вознаграждается. Это действительно может привести к плохим последствиям, потому что ваш ребенок учится, что вызов фактически окупается.
Вот почему важно выбрать правильную стратегию. После того как вы что-то требуете от ребенка, добейтесь, чьтобы он это выполнил. Если ваш ребенок упорствует в неповиновении, попробуйте использовать список последствий, как говорилось выше. Ваш ребенок должен видеть, что вы серьезны, и что нет абсолютно никакого выигрыша за непослушание.
«Этот поведенческий подход полезен всем детям. Есть ли особенности использования этого подхода к ребенку с СДВГ/СДВ?»
Конечно, использование сочетания специального времени, положительного подкрепления и негативных последствий, чтобы поощрять хорошее поведение, полезно всем детям. Хотя основные принципы одинаковы для детей с и без СДВГ /СДВ, все же для детей с СДВГ/СДВ требуются определенные изменения. Вот некоторые из них:
Дети с СДВГ/СДВ, как правило, требуют более частой обратной связи и обсуждения с родителями или учителями того, что и как они делают.
Исследования показали, что дети с СДВГ/СДВ работают лучше, когда получают частые отзывы об их деятельности. Таким образом, если вы придерживаетесь поведения «следовать указаниям», то лучше говорить ребенку о том, как хорошо он что-то делает, каждый час, а не делать это один раз в конце дня. С временными интервалами можно экспериментировать; важным моментом является то, что ребенок с СДВГ/СДВ требует частой обратной связи, чтобы поведенческие программы были эффективными.
Для ребенка с СДВГ/СДВ лучше краткосрочные цели, чем долгосрочные.
Это следует из выше сказанного. Наряду с более частой обратной связью ребенку с СДВГ/СДВ, как правило, требуются более короткие интервалы между возможностью заработать награды. Например, перспектива получить награду в выходные за хорошее поведение в течение недели будет не очень эффективна. Часто будут необходимы ежедневные награды, или даже более частые возможности заработать привилегии. Может быть полезно использование маркеров или жетонов за хорошее поведение, которые могут быть обменены на более ощутимые награды (например, телевизионное время;время на игру и т.п.).
Ребенок с СДВГ/СДВ требует более частого напоминания о том, что от него ожидается, и что он может заработать для удовлетворения этих ожиданий.
Этот подход эффективен, когда ребенок об этом постоянно помнит. Для ребенка с СДВГ/СДВ частые напоминания о целях и выгодах являются важными.
Ребенку с СДВГ/СДВ часто требуются изменения в программе, чтобы он не потерял интерес к ней.
Те из вас, кто уже пробовал различные планы поведение, может быть хорошо осведомлен об этом.Не редко ребенок хорошо начинает программу, а затем теряет интерес в получении какого-либо вознаграждения. Лучший способ борьбы с этим – часто менять программу, чтобы сохранить чувство «нового». Это может быть сделано путем изменения награды (например, один день увеличение времени на ТВ, а другой-разрешить лечь спать на полчаса позже и т.п.). Если вы используете жетоны, то их можно менять каждую неделю. Это все зависит от возраста ребенка и от его интересов. Со стороны родителей требуется творчество.
«Какой тип поведения можно исправить таким подходом?»
В теории, практически любой тип поведения можно исправить используя поведенческий подход. Например, первичные симптомы СДВГ/СДВ такие как невыполнение задач можно решить, предлагая вознаграждения за выполнение задач. Такие симптомы, как перебивание и говорить вне очереди так же можно решить этими способами. Преднамеренное невыполнение поручений, агресси и т.д. также можно исправить поведенческим лечением. Независимо от того, на какое поведение направлен план, важно быть уверенным, что:
Ребенок понимает то, что от него ожидают;
Ребенок понимает, какие награды будут получены;
Ребенок понимает, что награды могут быть получены путем удовлетворения ожиданий;
Ребенок понимает, что негативные последствия не соответствуют ожиданиям;
Вы следите за тем, что вы говорите и что собираетесь делать;
Помните, не пытайтесь сделать многое одновременно и попытайтесь построить план так, чтобы ребенок имел шанс испытать некоторый ранний успех. Не ожидайте и не требуйте совершенства. Даже небольшое улучшение все еще нуждается в дальнейшем улучшении.
«Я не думаю, что это будет работать, потому что невозможно провести это в жизнь с моим ребенком. Попытка исполнения наказания только делает его злее.»
К сожалению, может быть и так. Однако, даже в таких ситуациях иногда один из родителей имеет больший успех, чем другой. Для детей с СДВГ/СДВ отцы часто, кажется, имеют больший успех, чем матери.
Если это так, мама должна спокойно и твердо попытаться добиться от ребенка сговорчивости и дать понять какие последствия будут при непослушании. Если ребенок отказывается выполнять, дайте ему понять, что когда папа вернется домой, он его накажет. Плюс к этому будут применены дополнительные негативные последствиея. Таким образом, отказавшись слушать маму, ребенок не избежит наказания, а лишь отстрочит его. На самом деле, не слушая маму, он делает еще хуже. Цель этого-сохранить маму от неудачи и усиления борьбы с ребенком, пока он не поймет, что то, что он не слушается маму не приведет ни к чему хорошему. Для этого подхода нужно сотрудничество обоих родителей.
«Что делать, если ни один из родителей не может подчинить своего ребенка?»
Иногда это бывает. Если оба родителя не в состоянии добиться послушания от своего ребенка, и их усилия не увенчались успехом, необходимы консультации опытного психолога.
Идеи, приведенные выше, призваны дать родителям общий обзор поведенческого подхода к улучшению поведения ребенка. Во многих случаях консультации с опытным психологом увеличат успех.
По материалам сайта www.helpforadd.com
No related posts.
Tweet